Первая Международная Научная школа «Проектное управление устойчивым инновационным развитием» работала в течение десяти дней (с 20 по 29 сентября) на базе пансионата «Ратмино» г. Дубна.
В работе Научной школы приняли активное участие ученые и молодые специалисты из шести стран: Казахстан (Казахстанский Национальный университет им. Аль-Фараби, Казахстанский национальный технический университет им. К.И. Сатпаева, НПО «Евразийский центр воды», Центр охраны здоровья и экопроектирования и др.), Белоруссия (Республиканский институт Высшей школы), Украина (НПО «Киевский институт автоматики»), Киргизия (Кыргызско-Российский Славянский университет), а также из Германии и России.
Российские участники Научной школы представляли практически все регионы нашей страны:
• Екатеринбург (УГТУ-УПИ им. первого президента России Б.Н. Ельцина, Институт промышленной экологии УрО РАН, Уральский госуниверситет им. А.М. Горького, Международный институт им. А. Богданова),
• Новосибирск (Новосибирский государственный технический университет, Сибирский независимый институт и др.),
• Тюмень (Политехнический колледж ТюмГНГУ),
• Пермь (Пермский госуниверситет),
• Йошкар-Ола (Марийский государственный технический университет),
• Омск (Омский государственный технический университет),
• Нальчик (Высокогорный геофизический институт, Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия им. В.М. Кокова),
• Ижевск (Удмуртский госуниверситет),
• Москва (МГУ им. М.В.Ломоносова, МФТИ, РАГС, РУДН, Российский государственный торгово-экономический университет, Московская академия государственного и муниципального управления, Московский государственный строительный университет, ООО НПФ «СКИБР», ЗАО «НТЦ», Московская объединенная электросетевая компания, Международный госпитальный медицинский центр и др.),
• Тобольск (Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева),
• Сыктывкар (администрация главы Республики Коми и Правительства Республики Коми),
• Волгоград (Волгоградский госуниверситет),
• Ростов-на-Дону (Донской учебно-методический центр профессионального образования),
• Санкт-Петербург (Санкт-Петербургский государственный политехнический университет),
• Белгород (Белгородский госуниверситет),
• Улан-Удэ (Институт солнечной энергетики Бурятской с/х академии),
• Красноярск (Красноярский госуниверситет) и др.
Научная школа «Проектное управление устойчивым инновационным развитием» проводилась в Дубне не случайно.
Именно здесь более 10 лет назад по инициативе Международного университета природы, общества и человека «Дубна» и Неправительственного экологического фонда им. В.И. Вернадского при поддержке администраций Московской области и города Дубна была создана кафедра устойчивого инновационного развития.
На базе кафедры сформировалась и успешно развивается в рамках направления «Информационно-телекоммуникационные системы и технологии» Научная школа устойчивого развития, идеология которой основана на применении для проектирования устойчивого развития методов, базирующихся на всеобщих законах Природы и инновационных технологиях. Тематика работ Научной школы устойчивого развития охватывает теоретические и методологические исследования, а также прикладные разработки в разных аспектах устойчивого развития: организация, проектирование и управление, технологии, экология, экономика, социальная сфера, мировоззрение, философия.
Руководителями Научной школы устойчивого развития являются Президент Российской академии естественных наук (РАЕН), Президент Университета «Дубна», доктор технических наук, профессор Олег Леонидович Кузнецов и академик РАЕН, вице-президент Международной академии экологической безопасности и природопользования (МАЭБП), заведующий кафедрой устойчивого инновационного развития Университета «Дубна», доктор технических наук, профессор Борис Евгеньевич Большаков.
По итогам конкурсов 2006 – 2008 гг., проводимых Федеральным агентством по науке и инновациям «Роснаука» совместно с Советом по грантам Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых и ведущих научных школ, кафедра устойчивого инновационного развития Университета «Дубна» трижды выигрывала грант Президента РФ для ведущих научных школ, а ее коллектив получил статус ведущей научной школы России.
«Теперь, накопив опыт в странах ЕврАзЭС, мы решили собрать здесь, в Ратмино, ученых и молодых специалистов, которые заинтересованы в развитии стратегий устойчивого инновационного развития и которые понимают, что эти стратегии – наиболее реальный вектор дальнейшего развития экономики и социальной жизни для России и мира в целом», - говорит О.Л. Кузнецов.
Официальное открытие Научной школы состоялось 21 сентября 2010 г., в адрес которой поступило около 50 приветственных телеграмм, в том числе от академика РАН С.Ю.Глазьева, академика РАН М.Ч.Залиханова, академика РАН и АМН В.А.Черешнева, президента Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, академика РАН Ю.С.Васильева, президента Европейской академии естественных наук, профессора В.Г.Тыминского.
В своем приветствии к участникам школы управляющий делами президента РФ В.И. Кожин отмечает, что работа Первой Международной научной школы «Проектное управление устойчивым инновационным развитием» имеет большое научное и практическое значение.
Приветствуя участников школы, генеральный директор Национального ядерного центра Республики Казахстан академик К. Кадыржанов отмечает, что программа школы, список участников, содержание выступлений исключительно впечатляют.
Видеообращение в адрес Научной школы, видеолекцию с презентацией своей научной позиции, видеоматериалы «С Луны на Марс: Новая экономика - 2» и «Проект NAWAPA» направил известный американский экономист и политический деятель Линдон Ларуш. Демонстрация видеоматериалов состоялась 21 сентября 2010 г. на открытии Научной школы и 27 сентября 2010 г. на круглом столе «Мировой кризис и устойчивое развитие». Отвечал на вопросы участников Научной школы по видеоматериалам представитель от Л.Ларуша Сергей Дышлевский (МГИМО).
На пленарном заседании 21 сентября 2010 г. были прочитаны доклады ведущих отечественных и зарубежных учёных с обзором мирового опыта в области управления устойчивым инновационным развитием:
• Современные тенденции в мировой науке и технике и стратегия устойчивого инновационного развития страны (профессор О.Л. Кузнецов, Россия)
• Научная школа устойчивого развития: наука и практика (профессор Б.Е.Большаков, Россия)
• Специфика российской стратегии устойчивого развития: от «русской идеи» к модели «кентаврного» типа» (профессор В.А.Лось, Россия)
• Концептуальные основы стратегии устойчивого развития в интересах охраны здоровья и повышения качества жизни населения (профессор О.Д.Доронина, Россия)
• Финансово-энергетический баланс в концепции устойчивого развития (профессор С.Г.Баякин, Россия)
• Оценка промышленных ресурсов устойчивого развития: опыт Казахстана (профессор Е.С.Абдрахманов, Казахстан)
• Экологическое образование в области устойчивого инновационного развития: опыт Кыргызстана (профессор Е.М.Родина, Киргизия)
• Проблемы и механизмы инвестиции для устойчивого развития (профессор Н.Ю.Яськова, Россия)
Большой интерес на Научной школе вызвали доклады членов Научной школы устойчивого развития, российских разработчиков прорывных технологий устойчивого развития:
• Комплексный подход к построению и устойчивому развитию БиоЭкопоселений в России (А.В. Нежельский, А.В.Бобровский)
• Вода в системе жизнеобеспечения человека: новый взгляд на управление параметрами воды (В.В.Устюгов)
• Реабилитационно-восстановительный медицинский комплекс в БиоЭкопоселении (В.Н.Дубов)
В рамках Научной школы 22 сентября 2010 г. прошли презентации инновационных проектов (модератор д.ф-м.н., профессор Д.Б.Берг):
1. В.Н.Добрынин, С.В.Ульянов Инновационный центр управления знаниями Университета «Дубна» (Дубна)
2. В.Т.Тайсаева Автономные гибридные системы на основе возобновляемых источников энергии (Улан-Удэ)
3. Н.А.Сарсенбай, С.А.Рубцова Мастер-план создания технологического комплекса новейших полимерных систем в Республике Казахстан (Республика Казахстан, Астана)
4. Б.К.Бекнияз Разработка региональных и отраслевых показателей устойчивого развития (Республика Казахстан, Астана)
5. Е.М.Родина Метод оценки устойчивости эколого-аграрных систем с помощью энергетических систем измерения (Республика Киргизия, Бишкек)
6. С.А.Криворучко, А.Б.Абрамова Устойчивое развитие эколого-экономической системы Иссык-куль (Республика Киргизия, Бишкек)
7. А.И.Купрюхин Формирование эффективного воспитательно-образовательного пространства с использованием социального партнерства (Новосибирск)
8. Л.Н. Семенова Карты для саморазвития «Руны Разума» (Новосибирск)
9. Ц.Б.Кагермазов Проблемы и пути обеспечения продовольственной безопасности страны (Нальчик)
10. С.Г.Маслов Расслоенная терминологическая среда для научных исследований и образования (Ижевск)
11. Т.А.Яркова Разработка концепции устойчивого интеграционного взаимодействия педагогического ВУЗа и учреждения образования, науки и культуры в условиях реализации федеральных образовательных проектов и инициатив (Тобольск)
12. А.А.Федосеева Структурирование информационного пространства инвестиционно-строительной деятельности (Москва)
13. И.Сафиулин Социальный проект «Миллион – Лимон» (Дубна)
14. А.А.Марков, М.С.Катулин, А.Е.Завьялов Единая деловая сеть Научной школы устойчивого развития «Dealpolis» (Дмитров)
15. Т.С.Васюк Центр инновационной педагогики «Интеллект» (Дубна)
23 и 24 сентября 2010 г. соруководитель Научной школы устойчивого развития, д.т.н., профессор, академик РАЕН Б.Е.Большаков прочитал 8-часовую специализированную лекцию, включая дискуссию, посвященные выдающемуся русскому ученому и мыслителю Побиску Георгиевичу Кузнецову, на тему «Устойчивое развитие – это очень просто».
Лекция волной прошла по сердцам и умам участников, осветив не только вызовы Человечеству, но и возможности их решения на пути создания прорывных инновационных и идеальных технологий.
По инициативе участников Научной школы в результате большой дискуссионной работы подписан договор о совместной деятельности по созданию Международной Ассоциации устойчивого развития стран-членов ЕврАзЭС, включая создание:
• 18 региональных и 10 инициативных отделений, расположенных на территории стран членов ЕврАзЭС;
• 33 проблемно-ориентированных Комиссий Ассоциации, в том числе:
1. Комиссия по изучению, разработке и развитию принципов, методологии и технологии нормативной базы управления устойчивым инновационным развитием
2. Комиссия по научно-методическому обеспечению мониторинга и оценки качества жизни человека, социальных групп, нации и народа в целом
3. Комиссия по изучению возможностей интеграции стран на Евразийском пространстве в интересах устойчивого инновационного развития
4. Комиссия по изучению возможностей создания промышленности устойчивого инновационного развития
5. Комиссия по изучению и прогнозу опасных явлений природы и управлению климатическими изменениями
Молодежным крылом участников Научной школы предложено создание Евразийского Союза молодых ученых за устойчивое развитие с целью обеспечения преемственности при переходе к стратегии устойчивого инновационного развития посредством подготовки высоквалифицированных кадров для реализации идей и концепции промышленности устойчивого инновационного развития.
С 25 по 28 сентября проведены более 10 круглых столов по секциям научно-исследовательской, проектно-организаторской, конструкторско-технологической, экспертной, информационно-телекоммуникационной, инвестиционной деятельности, секция «Воспитание – образование». Среди них:
• Управление энергоэффективностью (модератор – д.т.н., профессор В.Т.Тайсаева)
• Комплексный подход к построению и устойчивому развитию БиоЭкопоселений в России (модератор – д.т.н. В.В.Устюгов)
• Территориальная организация и управление развитием: опыт М.Чартаева (модератор – д.э.н. Н.А.Мумладзе)
• Интеллектуально-информационная инфраструктура открытого общества: опыт построения человеко-машинных систем и накопления интеллектуального ресурса (модератор – автор основ теории информационного общества В.А. Хайченко)
• Инновационные технологии в области повышения экологической безопасности природопользования и экономической эффективности промышленности России (модератор – академик МОАЭБП В.Н. Макаров, ч.кор. В.А. Хайченко)
• Педагогика креативного развития (модератор – к.т.н., гранд доктор философии М.А.Кулакова)
• Региональное и муниципальное управление развитием (модератор – д.ф-м.н., профессор Д.Б. Берг)
• Мировой кризис и устойчивое развитие (модератор – д.т.н., профессор Б.Е.Большаков)
• Инвестирование устойчивого развития (модератор – д.э.н., профессор Н.Ю.Яськова)
• Системный инвариант ориентированной эволюции природы (модератор – д.т.н. В.И.Куков)
• Математические основы русского языка (модератор – д.т.н. В.И.Говоров)
25 сентября у костра на реке Дубна состоялся вечер памяти Побиска Кузнецова. В теплой атмосфере звучали воспоминания о научных семинарах, лекциях, дискуссиях, личных беседах и совместных разработках с выдающимся ученым.
Под чистым звездным небом аспирант П.Г.Кузнецова, представитель старшего поколения Яковлева Долорес Алексеевна вдохновенно декларировала стихи, посвященные Учителю:
«Побиск Георгиевич Кузнецов –
Простых аспирантов любимый учитель,
И вождь поколения мудрецов
Великий ученый, глубокий мыслитель.
…
Природа – Общество, - в них Человек,
Разумным быть должен в своих открытиях,
И в Космосе будет из века в век
Земное Устойчивое развитие.
…
Вы в памяти сердца всегда живой,
Творец и строитель в любых испытаниях,
Мы будем едины в цели большой –
Продолжить творцов молодых воспитанье»
Одним из важных результатов Научной школы является защита проектных работ, подготовленных в рамках мастер-класса «Проектное управление устойчивым региональным развитием» (25 – 28 сентября 2010 г.). Среди них работы на темы:
1. Гончарова А.С. (Казахстан, г.Астана), Гончарова Т.Г. (Казахстан, г.Астана), Бекнияз Б.К. (Казахстан, г.Алматы) Критерии интегральной оценки эффективности развития различных сфер жизнедеятельности общества на примере Казахстана, Японии и Монголии
2. Абрамова А.Б. (Киргизия, г.Бишкек), Ермаков Б.Л. (Россия, г.Москва) Прогноз возможных последствий реализации альтернативных сценариев развития на примере Кыргызской Республики
3. Ульянова Е.А. (Россия, г.Екатеринбург), Шинкаренко А.А. (Россия, г.Екатеринбург) Технология расчета производительности труда на региональном и отраслевом уровне на примере Республики Казахстан
4. Петров К.В. (Россия, г.Москва), Федосеева А.А. (Россия, г.Москва) Сравнительная оценка эффективности развития различных сфер жизнедеятельности общества на примере стран: Китай, Россия, США, Индия
5. Мартьянов С.Н. (Россия, г.Пермь), Бармашов В.В. (Россия, г.Сыктывкар) Оценка влияния региональных программ и проектов на качество жизни населения на примере Пермского края
В рамках мастер-класса профессором Б.Е.Большаковым была прочитана лекция на тему «Основные положения проектного управления устойчивым региональным развитием». При консультации студентов и аспирантов Научной школы устойчивого развития все участники рассчитали базовые показатели устойчивого развития. В том числе:
1. Проектный расчет социально-эколого-экономической полной, полезной мощности и мощности потерь как базовых параметров управления устойчивым развитием (на примере объектов разного уровня управления: глобальный, национальный, региональный, муниципальный)
2. Расчет и сравнительная оценка качества жизни различных субъектов управления устойчивым развитием (человек, социальная группа, нация, народ)
3. Интегральная оценка сбалансированности финансовых и энергетических потоков на примере различных стран
Все 10 дней с 20 по 29 сентября на Научной школе работал «Дискуссионный клуб устойчивого развития», организованный молодыми представителями Научной школы, в котором принимали участие специалисты различных областей знаний и возрастных категорий.
Представители Международного Института им. А.А.Богданова, возглавляемого д.э.н., профессором В.В.Попковым, привезли на Научную школу и успешно провели деловую игру «Альтернативные средства расчетов». Провел деловую игру д.ф.-м.н., профессор Д.Б.Берг. Деловая игра помогла объединить разносторонние интересы, сохранив веселую и дружественную атмосферу.
Участники Научной школы побывали в Объединенном институте ядерных исследований и особой экономической зоне «Дубна», осмотрели основные достопримечательности города, Инновационно-технологический центр, выставку инновационных проектов компаний-резидентов ОЭЗ в Конгресс-центре.
Научная школа прошла на высоком уровне, привлекла широкий круг участников из различных научных учреждений и вузов России и зарубежных стран.
Желаем всем участникам Научной школы
творческих успехов и плодотворного сотрудничества
на благо Отечества, Истины, Справедливости!
С уважением, Соруководитель
Научной школы устойчивого развития
Большаков Борис Евгеньевич