Предисловие авторов
На рубеже тысячелетий естественно и логично воспоминание о будущем. Такое желание выражают многие, но подходят к этой задаче по-разному. Все согласны между собою в критике ненормальных явлений ПРОШЛОГО, но не все согласны между собою, когда речь идет о выборе пути В БУДУЩЕЕ…
И это вполне можно понять. Ошибка в таком выборе может обойтись очень дорого.
В истории было много глобальных и локальных кризисов, конфликтов и войн. Но ни разу не было такой критической ситуации, когда ставилась бы под угрозу сама возможность существования всей Земной цивилизации как целого, а проблема ограниченности Земли требовала бы научного решения.
Причиной, побудившей нас выпустить книгу, и является желание авторов разобраться в крайне сложной, многогранной и актуальной проблеме — проблеме сохранения развития Земной цивилизации.
Перед проблемой такого масштаба политики, юристы, финансисты, экономисты, экологи будут бессильны до тех пор пока не будут вооружены специальным научным «инструментом», помогающим сделать правильный выбор пути развития.
Нас беспокоит, что прекрасный тезис Римского Клуба: «Думать глобально, а действовать локально», может превратиться в свою противоположность: «Думать локально, а действовать глобально».
Глобально мыслить и локально действовать — это прежде всего культура мышления, которая и определяет возможности РАЗУМНОГО ПРИНЯТИЯ конкретных решений.
Локально мыслить и глобально действовать — это прежде всего отсутствие культуры мышления, неспособного оценить последствия принятых решений.
Следствием таких решений будут стратегические ошибки в выборе путей развития. Их главная причина в одном — это отсутствие серьезной научной проработки проблемы сохранения развития глобальной системы.
Существует серьезное опасение, что бытующие представления об устойчивом развитии отдельных стран и отсутствие серьезных научных проработок проблемы в целом могут привести к повторению стратегических ошибок при выборе траекторий развития, не согласованных с динамикой и законами глобальной системы. Отсутствие достаточного научного осмысления проблемы, реальных возможностей ее решения, непонимание пространственно-временных перспектив — главная причина стратегических ошибок.
Существуют две пространственно-временные перспективы, определяющие выбор:
1) Земля — замкнутая система и жизнь возможна только на ее территории. Если сделан такой выбор, то как следствие — предел развития и, следовательно, неизбежны идеи геноцида населения (например, известная идея — один «золотой» миллиард людей будет «достоин» для проживания на Земле);
2) Земля — открытая система и все живое на Земле есть космическое явление. Если сделан такой выбор, то как следствие — сохранение развития не только на Земле, но и в Космосе.
В таком выборе ошибка недопустима, и поэтому очень важно понять: «Что же из себя представляет глобальная система, в которой мы все живем? Как обеспечивается ее развитие?
Эти вопросы являются ключевыми. Они имеют прямую связь с устойчивым развитием, и поэтому подробно рассматриваются практически во всех главах работы.
В предисловии мы хотим лишь дать иллюстрацию этого вопроса на примере нашего личного жизненного опыта.
Судьба распорядилась так, что наш жизненный путь в науке начался в 50-х годах с «земных» проблем геологии. Затем на протяжении 40 лет каждый из нас занимался исследованием, разработкой и организацией тех или иных сложных систем.
Один создавал Глобальную информационную систему, которая связывала через спутниковые наблюдения космос с воздушной средой и Землей (система «ГЕОС»).
Другой осуществлял научное руководство при разработке систем жизнеобеспечения для людей, работающих в космосе.
Третий разрабатывал комплекс динамических моделей для управления устойчивым развитием социально-экономических систем.
Казалось бы совершенно разные проблемы и системы. Что же эти разные проблемы объединило?
Всякий раз до начала работ мы сталкивались с одной и той же ситуацией, когда считалось невозможно:
1) создать систему для исследования связей между космическими и земными процессами;
2) создать систему жизнеобеспечения для людей, работающих не только на Земле, но и в Космосе;
3) создать систему для управления процессами устойчивого социально-экономического развития, согласованного с законами природы.
И тем не менее создание таких систем делает возможным то, что до этого считалось невозможным. Что же представляет собой процесс превращения невозможного в возможное? Этот процесс является целенаправленной работой, которая называется творческим трудом или просто творчеством. ТВОРЧЕСТВО и есть процесс превращения невозможного в возможное.
Создание определенного типа систем мы привели как пример творческого процесса, но нет ни одного вида целесообразной человеческой деятельности, которая не является творчеством. Творчеством является любой процесс поиска и реализации решений сложных, запутанных проблем. Процесс поиска, принятия и реализации решений разнообразных экологических, экономических, финансовых, социальных, правовых, политических и других проблем — ЕСТЬ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС. Этот процесс имеет свою внутреннюю логику, которая и обеспечивает переход из невозможного в возможное. В чем суть этой логики?
На собственном примере мы убедились в том, что когда решается проблема, создается та или иная система, мы, сами того не замечая, пользуемся тремя типами логик. Эти логики имеют название: 1) логика исследования, 2) логика конструирования, 3) логика организации.
При создании различных систем нам пришлось выступать в трех лицах: в качестве «Исследователя», «Конструктора», «Организатора». Как «Исследователи» мы начинали работу с объекта реального мира, а заканчивали работу ИДЕЕЙ, которая принимала вид Закона или ПРАВИЛА устойчивого движения исследуемого объекта.
Как «Конструкторы» мы начинали работу с идей, а заканчивали работу — материальным воплощением идей в конструкции «машины», которая работает по определенным ПРАВИЛАМ (Законам).
Как «Организаторы» мы начинали работу с «испытания» на практике действующей конструкции, а заканчивали работу «планом дальнейшего развития».
На этом заканчивался лишь один цикл решения проблемы. На следующем витке мы вновь использовали логику исследования, конструирования и организации. Вообще говоря, этим видам логики соответствуют две философии: от Природы к Идее и, наоборот, от Идеи к Природе. Их совместное рассмотрение привело нас к мысли, что процесс «исследования» и процесс «конструирования» есть лишь разные названия ЕДИНОГО, целостного процесса проектирования или организации будущего мира.
Цель проектирования — внести определенные изменения в окружающий нас мир. Процесс поиска и претворения в жизнь необходимых изменений есть творческий процесс. Источником этого процесса являются ИДЕИ, а целью — материальное воплощение идеи в работающую конструкцию, которая и дает обществу новые возможности удовлетворять свои потребности, как текущие, так и будущие. Но тогда творчество есть процесс развития и его сохранение на всем протяжении существования человечества демонстрирует вся история.
Никто не будет возражать, что история делается людьми, преследующими свои цели и интересы. Для их достижения в голове человека возникали идеи, реализация которых приводила к неубывающему росту его возможностей на протяжении всего исторического процесса. Конечно, этот процесс был противоречивым, приводящим к столкновению противоположных интересов и целей, что многократно в истории проявлялось в форме различных по своему масштабу и влиянию на развитие кризисов, конфликтов, войн. И тем не менее, несмотря на конфликты и войны, рост возможностей человечества как целого сохранялся, а следовательно, сохранялось его развитие. И это является фактом истории. Этот непрерывный, хроноцелостный процесс мы называем историческим процессом развития. Сохранение исторического процесса развития и означает, что существует устойчивое развитие общества.
Необходимым и достаточным условием непрерывного развития общества являются люди, способные выдвигать и воплощать в жизнь идеи, которые обеспечивают при их реализации рост возможностей общества. В то же время растущие возможности общества используются наиболее эффективно, если общество формирует Человека, способного выдвигать и воплощать в жизнь идеи.
Сформулированные условия являются справедливыми для любого типа общества, любой страны, любой организации, независимо от ее политического устройства и формы собственности.
Конечно, для каждого конкретного общества (страны) механизм материализации идей имеет свои специфические формы. Однако «общество, способное использовать идеи, появляющиеся в сознании отдельного индивидуума, для роста возможностей общества как целого, и использующее рост возможностей общества, как целого, для формирования индивидуума, способного генерировать новые идеи, — будет обладать наиболее быстрым темпом роста ВОЗМОЖНОСТЕЙ».
Однако, прежде чем принять идею к реализации, необходимо оценить ее целесообразность с точки зрения ВКЛАДА В РОСТ ВОЗМОЖНОСТИ ОБЩЕСТВА. Если эта оценка практически не может быть сделана, то темп материализации идей замедлится, а через это замедление и уменьшится темп роста возможностей общества как целого, а следовательно, и удовлетворенность потребностей его членов.
Но каковы правила (законы) устойчивого развития общества?
Их нельзя придумать, изобрести, утвердить или отменить. Их можно только открыть как законы природы. Они подробно разбираются в работе, и поэтому здесь мы не будем их рассматривать. Но хотим обратить внимание, что рассматривать устойчивое развитие общества в отрыве от законов природы и ее движения принципиально недопустимо и порочит саму идею устойчивого развития.
Почему мы так жестко ставим вопрос. Каждый из нас имел возможность многократно убедиться в справедливости такой постановки.
Так, при разработке глобальной информационной системы «ГЕОС», нам приходилось обрабатывать огромный материал спутниковых наблюдений физических полей Земли. Результаты анализа показали, что существует взаимосвязь самоорганизации Земли и внешнего управления Космоса. Земля является открытой волновой динамической системой и есть основания полагать, что эта система является «Идеальной машиной», подчиняющейся универсальным законам природы. При разработке систем жизнеобеспечения для людей, работающих в Космосе, как раз и пришлось делать машину, которая дает возможность человеку «хорошо жить» и работать, не нарушая законов природы.
При разработке различных систем управления социальными и экономическими процессами мы убедились, что причиной разного рода критических и конфликтных ситуаций является несогласованность принимаемых решений и программ с законами природы.
Итак, для обеспечения устойчивого развития необходимо решения в различных предметных областях согласовывать с динамикой и естественными законами природы, не зависящими от субъективных точек зрения. В этом и только в этом случае управление в социальных и экономических системах не будет зависеть от произвола субъективных оценок. Но тогда возникают как минимум два естественных вопроса:
Что представляют универсальные законы природы?
Как согласовать решения, принимаемые в политике, праве, экономике, экологии, с универсальными законами природы?
Если ответа не существует, то об устойчивом развитии можно только говорить, но нельзя сделать эффективно работающую систему управления.
Если ответ утвердительный, то нужно предъявить научно обоснованную систему, в которой содержатся ответы на поставленные вопросы.
Такой системы в настоящее время нет, но ее предстоит создать мировому сообществу.
В определенном смысле мы опять сталкиваемся со знакомой нам ситуацией: «Как превратить невозможное в возможное?»
Мы знаем, что для этого требуются идеи.
История научной мысли имеет необозримое количество идей, которые могут быть полезны для создания самых разных систем. Но нас интересует целостная, закономерно развивающаяся в Пространстве и Времени глобальная система, которая называется природа—общество—человек. В ней природные, исторические и духовные процессы связаны между собой, взаимодействуют и закономерно развиваются. На основе знания правил устойчивого движения этой системы должна быть сконструирована «машинная» система, которая и будет выполнять вспомогательную роль «инструмента» для согласования решений с естественными законами природы.
Создание такого класса систем является исторически беспрецедентным делом и требует наличия теории синтеза научных теорий и теории конструирования. Мы полагаем, что другим названием, объединяющим указанные, является теория проектирования будущего устойчивого развития мира.
Все это крайне сложные, требующие глубокой научной проработки вопросы. На них и ориентирована книга. Ее основной замысел состоит в том, чтобы в связном виде показать возможный комплекс научных идей, дающих возможность исследовать, сконструировать и организовать работу в системе «природа—общество—человек».
В чем принципиальная особенность нашего подхода?
Мы назовем восемь положений, которые раскрывают принципиальные особенности нашей методологии. Но прежде чем их излагать, перечислим основные положения, которые достаточно устоялись в научном сознании, а затем добавим к ним наши принципиальные особенности.
Итак, назовем вначале хорошо известные положения:
1. Думай глобально, а действуй локально.
2. Думай системно.
3. Думай на перспективу.
4. Думай в целом.
5. Думай естественно.
6. Думай с позиций общества.
7. Думай общечеловеческими ценностями.
8. Думай изменениями.
Добавим теперь к каждому положению по несколько слов, которые будут раскрывать особенности нашей методологии.
1. Думай глобально, а действуй локально с целью сохранения развития системы природа—общество—человек.
2. Думай системно и для этого, прежде всего:
· выдели систему из ее окружения, то есть выдели пространственно-временную границу, отделяющую систему от среды;
· выдели в системе «сохраняющееся» и «изменяющееся» или, другими словами, «общее» и «частное», или «инвариантное» и «частные системы координат»;
· установи между ними связи в пространстве и времени как группу преобразований с инвариантом;
· определи правила устойчивого движения системы, то есть законы ее сохранения и изменения во времени и пространстве;
· определи правила сличения решений с законами движения системы;
· рассмотри все возможные траектории движения системы;
· выбери из всех возможных решений те, которые согласуются с законами устойчивого движения системы;
· выбери из оставшихся решений те, которые сохраняют развитие системы в целом.
3. Думай на перспективу:
· опираясь на законы движения и развития системы;
· выделяя ближайшую и отдаленную перспективу;
· оценивая ближайшие и отдаленные последствия возможных решений с позиции их влияния на сохранение развития системы в целом.
4. Думай в целом и для этого:
· выдели систему из среды;
· определи сущность системы;
· рассмотри все возможные входящие в систему и выходящие из системы потоки;
· установи связь этих потоков с сущностью системы и законами ее движения;
· определи траекторию движения, обеспечивающую сохранение развития сущности системы.
5. Думай естественно и для этого:
· научись выражать свои мысли на языке природы и ее фундаментальных законов.
6. Думай с позиций общества в целом независимо от форм его политического устройства и форм собственности, а с позиций его устойчивого развития не только в текущее время, но и в будущем.
7. Думай общечеловеческими ценностями, опирающимися на РАЗУМ — способность сохранять развитие системы в целом.
8. Думай изменениями, согласованными с устойчивым развитием в системе природа—общество—человек.
Нетрудно видеть, что все принципиальные особенности нашей методологии ориентированы на сохранение РАЗВИТИЯ глобальной системы.
Что же нового содержит в себе эта методология?
1. В основе лежит положение, введенное еще в XV веке Николаем Кузанским, который для выхода из схоластических разговоров связал понятие «УМ» (mens) с понятием «ИЗМЕРЕНИЕ» (mensurare). Только через измерение и удается связать наблюдаемый нами и описываемый словами естественного языка окружающий мир с миром естественных наук, закрепляющих результаты постижения этого мира языком математики.
По этой причине в работу допускаются только те понятия, которые можно определить в терминах устойчиво измеримых величин. Это положение известно в науке как принцип наблюдаемости. Все понятия выражаются не просто в терминах устойчивых измеримых величин, а в терминах универсальных, пространственно-временных величин.
2. Использована методология тензорного анализа Г.Крона, базовым постулатом является: «Какой бы сложной, суперсложной система не была, ее сущность может быть представлена примитивным скалярным уравнением. Нахождение такого уравнения является самым сложным, неформальным, творческим делом. Но если такое уравнение составлено, дальше работает мощный аппарат тензорного анализа».
Сущность сохранения и изменения глобальной системы природа—общество—человек выражена в терминах законов природы.
Все законы природы выражены в терминах устойчиво измеримых, универсальных, пространственно-временных величин. Это положение известно в науке как принцип инвариантности. Все возможные законы природы представлены как открытая, целостная система пространственно-временных величин, инвариантных в допустимой системе координат.
3. Система природа—общество—человек рассматривается как ЦЕЛОСТНАЯ, динамическая, волновая, открытая, устойчиво неравновесная система, с выделением не только внутренних связей, но и внешних — с космической средой.
В качестве инварианта глобальной системы использован закон сохранения мощности. Авторы утверждают, что он является базовым инвариантом в системе природа—общество—человек.
Этот закон «пронизывает насквозь» всю систему и обладает свойством изоморфизма на всех ее микро-, макро- и суперуровнях.
4. Все базовые понятия системы природа—общество—человек являются группой преобразования с инвариантом мощность.
Названия этого инварианта, выраженные в понятиях той или иной предметной области, являются его проекцией в той или иной частной системе координат.
Каждая предметная область образует свою частную систему координат (как бы свое поле): физическую, химическую, биологическую, экологическую, экономическую, правовую, политическую.
Вся совокупность проекций (различных форм записи) одного и того же инварианта во всех частных системах координат образует понятие ГРУППЫ, а правила перехода от записи в одной системе координат к записи в другой системе координат — ПРЕОБРАЗОВАНИЕМ с инвариантом мощность или ТЕНЗОР. Он проявляется:
· в философии — через категории ВРЕМЯ—ПРОСТРАНСТВО, ПОКОЙ—ДВИЖЕНИЕ, различные формы логических суждений;
· в математике — через понятия ГРУППА, ИНВАРИАНТ, группа преобразований с инвариантом;
· в физике — через законы сохранения и изменения;
· в химии — через фотохимические преобразования;
· в биологии — через обмен веществ и процесс эволюции живых систем;
· в экологии — через взаимодействие общества с природной средой и понятия: продуктивность или производительность ресурсов, их запасы и потери;
· в экономике — через все ключевые понятия политэкономии, включая: стоимость, труд, производительность труда, прибыль и многие другие;
· в финансах — через понятия деньги, активы и их обеспечение, гарантии возврата инвестиций, риски невозврата;
· в праве — через понятия законы права и законы природы, через понятие ответственность;
· в политике — через понятия власть, управление, политическое решение, интересы, возможности, цели; через анализ критических ситуаций и войн в истории; через определение связей с политическим курсом стран и многие другие;
· в проектологии — через логику проектирования изменений в системе природа—общество—человек.
5. Авторы рассматривают развитие общества как творческий процесс, направленный на изменение направления и скорости движения потоков свободной энергии (полезной мощности) в Пространстве и Времени. Это изменение достигается за счет реализации идей, возникающих в головах людей.
Авторы рассматривают устойчивое развитие в системе природа—общество—человек как такое развитие, которое согласовано с законами глобальной эволюции живой природы и законами исторического развития Человечества. Обоснование и продолжение этого списка можно легко найти в каждой главе работы.
Но и этого достаточно для того, чтобы понять комплекс идей, который послужил основой объединения наших знаний, усилий и почти полувекового опыта исследований системы природа—общество—человек.
Комплекс идей целостного устойчивого развития глобальной системы послужил основой для создания в 1994 году в городе Дубна Международного университета природы, общества и человека.
В настоящее время университет получил определенное международное признание и на его базе образован учебный центр UNEP/ООН по проблемам устойчивого развития окружающей человека среды. Совместно с Экологическим Фондом им. В.И.Вернадского создана базовая кафедра Проблем устойчивого регионального развития. Университету оказывается материальная и творческая поддержка со стороны Администрации Московского региона и руководства г. Дубны. Научно-образовательный процесс в университете осуществляется в тесном сотрудничестве с Российской Академией Естественных наук, Объединенным институтом ядерных исследований. На берегах Каспийского моря талантливым исследователем и предпринимателем В.С.Болдыревым в содружестве с РАЕН начат уникальный крупномасштабный эксперимент по созданию «Эталона» для реализации стратегии устойчивого развития с использованием новейших технологий сохранения и развития Среды обитания. Мы полагаем, что этот процесс будет укрепляться в направлении генерации и реализации идей устойчивого развития в целостной системе «природа—общество—человек». Основы этой системы изложены в книге.
Много идей и решений оказалось за ее рамками, но вошло в создаваемую нами электронную базу научных знаний о законах системы природа—общество—человек.
Мы будем рады, если книга вызовет живой интерес читателя и вопросы, а ее прочтение даст интеллектуальную пищу для размышлений и рождения новых идей. Мы приглашаем Вас сотрудничать.