МУЖЕСТВО, МУДРОСТЬ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ –

главные черты характера Евгения Васильевича Кулькова

Описание: http://www.skibr.ru/content/science/img/istok/kev.JPGВ нашей университетской портретной галерее выдающихся учёных, конструкторов, организаторов промышленности, бывших ректоров Военмеха находится портрет замечательного человека, ветерана Великой Отечественной войны, доктора технических наук, профессора, Заслуженного деятеля науки РФ. Этот человек заложил основы понимания открытого информационного общества, суть которого среда знаний и умственный труд – как источник роста энергетического бюджеты планеты Земля. Вместе с Рудневым Владимиром Владимировичем они заложили школу Главных конструкторов позволяющую совместно со знаниями решаемых задач использовать область незнаний на текущей момент времени, превращая их в коэффициенты: безопасности; надёжности; эффективности. Евгения Васильевича Кулькова – знают как крупного учёного в области взрывателей боеприпасов, незаурядного педагога, принявшего непосредственное участие в подготовке нескольких тысяч специалистов, в течение 28 лет заведующего кафедрой взрывателей, декана приборостроительного факультета, ректора Военмеха, а ныне всеми уважаемого профессора кафедры "Автономные информационные и управляющие системы".

Очень и очень многое пережил, передумал, переделал Евгений Васильевич за многие десятилетия своей жизни, пришедшиеся на многотрудный советский период и на последние драматические годы преобразования нашей страны. Всё это проходило и проходит через его сознание, потому что он не стоит на обочине, а упорно, честно и уверенно идёт по дороге жизни. Те, кто общается с Евгением Васильевичем, чувствуют и понимают его мудрое, проницательное отношение к людям, неброскую, но очень твёрдую, мужественную позицию в оценке и решении проблем: житейских, общественных, организационных, научно-технических и философских. Глубоко осознаваемый жизненный опыт и на его основе взвешенное, выдержанное отношение ко всем жизненным явлениям разного масштаба и выбор оптимальных решений – это, собственно, мудрость, составляющая сущность настоящего интеллигента, каким и является наш Евгений Васильевич. Причём его мудрость и проницательность не потенциальны, а реальны и активны – они реализованы в его замечательной, целеустремлённой, насыщенной трудом жизни. Такая, отнюдь не кабинетная, "не про себя", мудрость требует от человека мужества, но не эпизодического, не по внешним эффектам, а постоянного, ежедневного: в работе, общении с коллегами, в выражении свих мыслей и в убеждении других в своей правоте.

Мужество как способ преодоления всевозможных трудностей, мелких многочисленных и больших жизненных препятствий стало органически присуще Евгению Васильевичу с его молодости, жестоко опалённой войной. Тяжёлое ранение, длительное лечение в госпиталях, психологическое преодоление физического ущерба – нравственная суровая закалка. Она позволила Евгению Васильевичу построить свою жизнь полноценной, творческой и очень энергичной, быть всегда активным членом общества, достичь больших успехов в своей научной, педагогической и организационно-методической деятельности, которая неуклонно возрастая плодотворно продолжается в нашем Военмехе.

У профессора Кулькова есть чему поучиться, с него можно брать пример, и не только молодёжи, но и зрелым людям, преподавателям, заведующим кафедрами, деканам, начальникам управлений, представителям ректората нашего вуза. Действительно, его нравственная твёрдость, принципиальность и душевность, честность и всепонимание, основанное на аналитическом проникновении в сложности и противоречия жизни, всегда внешне спокойное, сдержанное проявление чувств и мыслей, корректность в отношениях с людьми, умение простить и забыть резкость в свой адрес, готовность ценить людей за их деловые и человеческие качества, простота в общении и высокая общая культура – всё это составляет цельный характер Евгения Васильевича.

Конечно, это отнюдь не только "от Бога", от мудрости природы. Это выбор и самого человека, ответственного за свою судьбу, за судьбы учеников, коллег, семьи, за судьбу Отчизны. Его жизненная позиция выдержала многотрудную проверку на человеческую зрелость.

Родился Евгений Васильевич в 1922 году в интеллигентной семье служащих. Учился в школе в маленьких городах – Чудове и Малой Вишере Новгородской области. Впоследствии, в годы учёбы в Ленинградском военно-механическом институте (ЛВМИ) и последующие годы жизни в Ленинграде, заложенная в нём с детства основательность культурного провинциала превратилась в настоящую ленинградскую интеллигентность.

В ЛВМИ Евгений Васильевич был принят в 1939 году. Со второго курса его призвали в армию и направили в военно-инженерное училище, которое закончил в июле 1941 года. В звании лейтенанта инженерных войск (в возрасте 18 лет!) он был назначен командиром сапёрной роты, состоявшей из 150 солдат из запасников, средний возраст которых составлял около 40 лет и которых за короткое время необходимо было подготовить как солдат-сапёров. В конце 1941 года был очень тяжело ранен. До июля 1942 года находился в госпиталях, после чего был демобилизован. Работал техником в Заборском леспромхозе Костромской области. В 1944 году возвратился для продолжения учебы в ЛВМИ, находившийся тогда в эвакуации в Перми. В институте был принят в члены КПСС. Звание коммуниста Евгений Васильевич носил всегда как звание человека, честно и инициативно работающего на благо людей, прогресс родной страны, развитие Военмеха и родной кафедры.

В 1948 году Евгений Васильевич с отличием окончил институт и был направлен в город Куйбышев на завод им. Масленникова, где работал инженером-конструктором. На заводе молодой инженер соприкоснулся с передовым в то время производством взрывателей, в том числе специальных часовых механизмов. Их исследование продолжилось им в очной аспирантуре ЛВМИ на кафедре взрывателей под руководством доктора технических наук, профессора М.Ф. Васильева. За качественное выполнение аспирантского плана ему была назначена стипендия имени Сталина. В 1953 году Евгений Васильевич защитил кандидатскую диссертацию и был оставлен в институте ассистентом, а через год стал доцентом.

В 1955 году Евгений Васильевич был направлен в Пекинский политехнический институт в качестве советника декана факультета боеприпасов и по существу стал его организатором. Прочитал цикл лекций по теории и производству взрывателей, подготовил несколько аспирантов, выпустил учебник, который используется в КНР и по настоящее время.

За два года работы в КНР он основательно ознакомился с трофейной техникой, оказавшейся в Китае после корейско-американской войны. При этом особое внимание уделил неконтактным взрывателям, которые в СССР ещё только-только начинали проектировать. Написал учебное пособие по американским неконтактным взрывателям, привёз ряд образцов таких взрывателей, которые использовались как прототипы в наших НИИ. В настоящее время в КНР сформировалась группа серьёзных учёных – специалистов по боеприпасам, выросших из студентов и аспирантов, обучавшихся в то время в Пекинском политехническом институте по проектированию и производству взрывателей.

В ЛВМИ, на кафедру взрывателей, Е.В. Кульков возвратился как специалист и учёный, обладающий не только обширными теоретическими знаниями, но и навыками научно-исследовательской работы, в том числе экспериментальной. Тогда же он проявил яркую склонность к изобретательству. Руководил кружком СНО на кафедре, принимал активное участие в общественной жизни института, публиковал научные статьи и получал авторские свидетельства на изобретения.

С 1961 по 1988 год Евгений Васильевич заведовал кафедрой взрывателей. В результате завершения серьёзного этапа исследований специальных часовых механизмов он защитил докторскую диссертацию, и в 1969 году ему была присуждена учёная степень доктора технических наук, а на следующий год присвоено учёное звание профессора.

Вместе с ростом квалификации Евгения Васильевича как преподавателя, учёного и организатора учебного процесса, росло и уважение со стороны коллег, сотрудников кафедры, факультета, всего института, оценивших не только его деловые, но и человеческие качества. Он был избран и оставался с 1970 по 1977 год деканом приборостроительного факультета, а с 1977 по 1987 год - ректором. На поприще учебно- и научно-методической, административно-хозяйственной и организационно-управленческой деятельности Евгений Васильевич проявил себя как незаурядный, волевой руководитель, ищущий и воплощающий в жизнь эффективные методы и стиль управления коллективом. Но главным его качеством оставалась – способность видеть перспективу, которая заключалась в философском осмыслении жизни и подготовке учеников способных соединить воедино на основе автоматизации технических, социальных и информационных процессов ведущих к гармонии и устойчивому развитию личности, промышленности и страны в целом.

Отличительное качество Евгения Васильевича Кулькова – забота о сохранении истории нашего вуза. Он помнит о том, как создавались многие кафедры, может многое рассказать о коллегах, чей труд и составил известную на весь мир славу Военмеха.

В своей работе Евгений Васильевич постоянно отслеживал научно-техническую, художественную и публицистическую литературу, знакомился с наиболее интересными публикациями в прессе, всегда интересовался состоянием школьного и вузовского образования в стране. Всё это как-то ненавязчиво, уместно, в немногословной форме, иногда с иронией, подчас горькой, использует Евгений Васильевич в общении с людьми, что, собственно, и определяет его человеческую суть.

Поднимаясь по должностной лестнице, Евгений Васильевич неизменно оставался прежде всего преподавателем и учёным, ведущим специалистом в области проектирования, производства и эксплуатации взрывателей боеприпасов и прогнозирования их развития. Особенно заметный вклад сделан им, как представляется, в теорию спусковых регуляторов без возвращающей силы (без собственных колебаний). Он автор более 120 научных трудов и изобретений, долгие годы член двух специализированных советов БГТУ по приёму защит кандидатских и докторских диссертаций. Под его руководством подготовлены и успешно защищены 23 кандидатские и 2 докторские диссертации, выполнено множество важных научно-исследовательских работ. Он принял непосредственное участие в обучении нескольких тысяч студентов. Евгений Васильевич сыграл заметную роль в становлении инженерной подготовки по специальности "Взрыватели" в КНР, а также в обучении болгарских студентов в нашем вузе. Профессор Е.В. Кульков оказал большую учебно-методическую помощь в период организации специальности "Взрыватели" в ряде отечественных вузов (Пенза, Новосибирск, Самара).

Характеризуя Евгения Васильевича как преподавателя-педагога, нужно отметить, что все выпускники кафедры, начиная с тех далёких лет, искренне говорят самые тёплые слова в его адрес, помнят его корректный стиль преподавания, когда каждое слово на занятиях, каждое теоретическое положение доведено до возможности его практического применения, когда этические, дисциплинарные правила поведения студентов непроизвольно ими выполнялись в присутствии Евгения Васильевича.

Для всех нас, его учеников, Евгений Васильевич – олицетворение кафедры и Военмеха в целом. Он никогда не заигрывал со студентами, не завышал оценки на экзаменах, сурово относился к их нравственным проступкам. В то же время он всегда уважал студентов, если они "с царём в голове", трудолюбивы, культурны и стремятся к максимальным для них достижениям в избранной области деятельности.

Взаимоотношения преподавателей и студентов – это перманентная актуальная проблема в вузах, которой, к сожалению, уделяется слишком мало внимания, особенно в воспитательных аспектах этих взаимоотношений. И здесь следует отметить ясную, чёткую, правдивую и мужественную позицию Евгения Васильевича. Это признание позитивного в нашей молодёжи, наших студентов, а также нелицеприятная констатация негативного и принятие соответствующих мер. Недопустимо псевдофилософское спокойствие к возрастанию формалистического и потребительского отношения студентов к учёбе, выхолащиванию при этом содержательной составляющей вузовской культуры, в том числе научно-технической. Недопустимо лукавое, демагогическое преувеличение социально-политической зрелости и созидательных возможностей студентов и использование их в конъюнктурных целях. Евгений Васильевич говорит об этом не по-дилетантски, а опираясь на свой жизненный опыт, длительную преподавательскую работу и профессионализм.

Профессор Е.В. Кульков является создателем научной школы комплексного проектирования взрывателей боеприпасов и научного направления по разработке высокоточных специальных часовых механизмов и других разновидностей временных устройств, предназначенных для применения в экстремальных условиях. Эта школа внесла существенный вклад в развитие отечественных взрывателей, повышение их безопасности, точности, надёжности и эффективности. Результаты исследований, проведённых под руководством Евгения Васильевича Кулькова, нашли применение на заводах, в НИИ и КБ взрывательной техники, реализованы в конструкциях взрывателей, специальных часовых механизмах и в системах их контроля, в технологических процессах взрывательного производства, отражены в многочисленных публикациях, в том числе в монографии, 6 учебных пособиях Е.В. Кулькова. В составе авторского коллектива Е.В. Кульков участвовал в разработке ГОСТа по терминологии взрывателей и в написании капитального пятитомного руководства по проектированию и отработке электромеханических взрывателей. А его книга "Проектирование часовых механизмов взрывателей и взрывательных устройств" является наиболее полным трудом по специальным часовым механизмам не только в нашей стране, но и за границей.

Описание: http://www.skibr.ru/content/science/img/istok/kev.JPGЗа плодотворную научную деятельность профессору Е.В. Кулькову в 1996 году было присвоено почетное звание "Заслуженный деятель науки РФ".

В деятельности Евгения Васильевича на разных постах могут быть отмечены принципы, не устаревшие и по сей день. Попробую их перечислить.

В должности заведующего кафедрой он руководствовался следующим:

- выделять в учебно- и организационно-методической работе кафедры главное, не распыляться, особенно заботясь о том, чтобы фундаментальное образование студентов коррелировалось с их прикладной подготовкой по специальности, чтобы сохранялось и развивалось ядро прикладной подготовки студентов - конструкторско-технологическая подготовка на базе теории проектирования взрывателей;

- основой материально-технического оснащения кафедры является постановка новых учебных и учебно-исследовательских лабораторных работ;

- отслеживание учебной работы студентов должно производиться не только с помощью экзаменов и зачётов, но и на всём протяжении каждого учебного семестра;

- привлечение студентов к научно-исследовательской работе, выделение и поощрение студентов, проявляющих интерес к научно-исследовательской и конструкторской работе (кафедра достигла больших успехов в годы заведования ею Евгением Васильевичем в постановке и развитии СНО и УИРС - грамоты, дипломы, золотая медаль);

- нацеливание научно-исследовательской работы кафедры на конкретные результаты: математические модели, методы расчётов, принципиальные схемы, конструкции и изобретения (кафедра в прошлые годы была одной из лидирующих по изобретательской деятельности в нашем вузе);

- привлечение в аспирантуру кафедры не только своих лучших выпускников, но и выпускников родственных иногородних кафедр (и в этом были достигнуты неоспоримые высокие результаты);

- тщательный отбор претендентов для преподавательской работы на кафедре.

Профессор Евгений Васильевич Кульков и сегодня, уже отойдя от заведования кафедрой, много раздумывает о состоянии и перспективах ее развития. Волнует его и специальность "Взрыватели и системы управления средствами поражения". Он считает, что на базе широкой теоретической и общеинженерной, приборостроительной подготовки с избирательной её ориентацией и конкретизацией в направлении данной специальности мы должны готовить прежде всего разработчиков взрывателей с учётом тенденций их развития и боеприпасов в целом. В связи с этим был бы целесообразен переход кафедры Н5 на факультет "Е" по признаку единства комплекса "боеприпас-взрыватель", тем более что специальность "Взрыватели и системы управления средствами поражения" входит в ГОС "Оружие и системы вооружения".

В деятельности Евгения Васильевича как декана приборостроительного факультета могут быть выделены следующие принципы:

- единство факультета как объединения соответствующих кафедр должно быть предметным (объектовым) - в данном случае объектом являются системы и приборы управления, что служит, в свою очередь, основой системного подхода к составлению учебных планов кафедр факультета;

- естественнонаучные кафедры вуза должны давать фундаментальное образование студентам, но с прикладной ориентацией на специальности факультета, что предопределяет необходимость согласования рабочих учебных программ по естественно-научным дисциплинам с выпускающими кафедрами факультета;

- разновидности систем управления как объекты образовательной и научной деятельности кафедр факультета должны быть обусловлены объектами образовательной и научной деятельности других факультетов, чьи объекты, в свою очередь, выступают как объекты управления относительно факультета и кафедр систем управления. Все вместе факультеты образуют единый учебно-научный комплекс в области оружия и систем вооружения;

- конструкторско-технологическая подготовка студентов на факультете должна быть в целом подчинена целям и задачам подготовки специалистов в области исследования, разработки, производства и эксплуатации изделий (разновидностей СУ), но при этом особенностью технологической подготовки является её характерная отраслевая (объектовая) направленность и подчинённость конструктивным особенностям разновидностей систем и приборов управления.

В период в должности ректора Военмеха (1977-1987 годы) просматривается приверженность Евгения Васильевича следующим принципам и организационно-методическим положениям:

- доминирующей составляющей образовательной и научной деятельности Военмеха должны оставаться (и развиваться) подготовка специалистов и проведение научных исследований, выполнения ОКР и разработка технологий в области оружия и систем вооружения;

- с целью усиления и максимального использования научного потенциала преподавателей вуза необходимо систематическое осуществление ряда мер по формированию преподавателей не только как передатчиков знаний студентам, но и как эффективных созидателей нового. Это позволит, во-первых, актуализировать учебный процесс и особенно его учебно-исследовательскую составляющую, а во-вторых, увеличить вклад вузовских учёных в развитие науки и техники, в поиск новых решений, методов, технологий. К указанным мерам относятся: периодические стажировки, периодическое обучение преподавателей на ФПК или иное повышение их квалификации; привлечение в вуз на преподавательскую работу видных учёных и специалистов из промышленности (НИИ, КБ, заводов); выполнение НИР в интересах промышленности, ставя при этом во главу угла поиск новых идей и решений, установление прямых связей кафедр с предприятиями; переподготовка специалистов промышленности на базе вуза;

- постоянно совершенствовать учебно-воспитательный процесс, развивать наставничество преподавателей в студенческих учебных группах, совершенствовать методы преподавания всех дисциплин учебных планов и в первую очередь математики, физики и других общенаучных дисциплин. В части математики необходимо усиление её прикладной направленности (на вычислительные методы), в части физики необходимо с учётом профиля вуза методически обоснованно выбрать разумный объём и достаточную глубину её математического обеспечения и увеличить число лекций, сопровождаемых демонстрацией физических опытов. В техническом вузе, на базе преподавания прежде всего математики, физики, инженерной графики необходимо прививать студентам навыки самостоятельной работы, начиная с младших курсов. Закреплению фундаментальных знаний студентов должно способствовать всё учебно-методическое построение дисциплин на последующих курсах, со всё возрастающим при этом усилением внимания к самостоятельной работе студентов. За счёт повышения качества, глубины лекций (все лекции должны быть проблемными) следует сокращать объём лекций в пользу практических, лабораторных, семинарских занятий и УИРС;

- всемерно развивать студенческое научное творчество, их активное участие в УИРС, СНО, студенческих конкурсах и выставках научных достижений, привлекать студентов к выполнению НИР на кафедрах.

На базе этих принципов в годы ректорства Евгения Васильевича Кулькова были достигнуты следующие результаты:

- сохранён и укреплён статус Военмеха как вуза военно-технического профиля, выпускающего специалистов и выполняющего научные исследования в интересах оборонной промышленности государства;

- в значительной мере повышено внимание всего коллектива вуза к совершенствованию учебно-воспитательного процесса, что позволило активизировать его, улучшить его лабораторную базу, учебно-методическое обеспечение. На те годы пришёлся пик выпуска учебно-методической литературы преподавателями вуза. На Учёном совете вуза систематически рассматривались и решались учебно- и организационно-методические вопросы, что ретранслировалось на факультеты и кафедры. Были организованы и успешно действовали различные общеинститутские, факультетские и кафедральные учебно-методические комиссии, в том числе по циклам дисциплин;

- было усилено внимание к фундаментальному образованию в стенах нашего вуза, но через призму специальных дисциплин и в целом прикладного профиля образовательной и научной деятельности наших факультетов и кафедр;

- существенно улучшилась в те годы работа учебной и научно-исследовательской частей вуза, особенно последней. НИЧ удалось тогда закрепить наши позиции в содружестве с промышленностью;

- оживилась профориентационная работа со школьниками, ею были охвачены очень многие школы Ленинграда. Существовал план этой работы и контролировалось его выполнение по цепочке: ректорат - факультет - кафедра - преподаватель. В приёмные кампании - в проведение вступительных экзаменов - был внедрён приём экзаменов с применением ЭВМ;

- значительных успехов Военмех в те годы добился в развитии студенческого научного творчества, работе СНО и СКБ, постановке и развитии УИРС. Преподавателями - руководителями СНО, СКБ, и УИРС был выполнен ряд НИР по организационно- и научно-методическому обеспечению студенческого научного творчества. Студенческие военмеховские научные работы получали многочисленные награды всех степеней и достоинств. Евгений Васильевич успешно руководил научно-исследовательской работой студентов всех вузов Ленинграда, являлся организатором городских выставок студенческих научных работ, в которых принимали участие и студенты Военмеха;

- большой шаг был сделан в развитии материально-технической и социальной базы нашего вуза - построены учебно-лабораторный корпус площадью 12,8 тыс. кв. м., два студенческих общежития на 500 мест каждое, расширена и реконструирована спортивно-оздоровительная база, осуществлено оснащение института вычислительной техникой и лабораторным оборудованием;

- поднята роль человеческого фактора в решении внутривузовских проблем и задач, что проявилось в расстановке кадров, выдвижении ряда сотрудников, и, прежде всего, из профессорско-преподавательского состава, на ведущие кадровые позиции. При этом порядочность самого ректора была главным мерилом во взаимоотношениях его коллег. Только дружественным было взаимодействие ректора с общественными организациями вуза и искренне уважительным его отношение к нашим ветеранам.

Перечисленные выше управленческие принципы, которых придерживался в своей работе Евгений Васильевич, конечно, не исчерпывают все. Здесь они лишь вкратце раскрыты и тем более даже не задеты перипетии жизнедеятельности нашего Военмеха, свидетелем которых, нередко острых, драматических, является Евгений Васильевич. Так же кратко, в рамках этого газетного очерка, можно было бы рассказать о его научно-исследовательской деятельности. Но всё же в заключение отметим, что многие из идей, предложений, которые уже давно высказывал Евгений Васильевич, актуальны и сегодня. Не будем касаться специальных научно-технических вопросов, выделим и немного прокомментируем лишь несколько организационно-методических положений (предложений), которые он высказывал в прошлые годы:

- самым эффективным способом преобразования нашего вуза для решения комплекса проблем в области его образовательной и научной деятельности была бы его реорганизация в учебно-научное объединение типа "НИИ - вуз" или "КБ - вуз" с опытным заводом.

Сегодня аналогичная идея может быть приемлема для реорганизации институтов (факультетов, кафедр) в учебно-научные объединения типа "институт (факультет, кафедра) - НИИ" или "институт (факультет, кафедра) - КБ" в различных финансово-экономических формах. Причём тогда неизбежно возникнет вопрос о возрождении в вузе НИЧа - централизованного планово-финансового подразделения университета, координирующего финансовое, материально-техническое и организационное обеспечение НИР.

Прообразы таких объединений в нашем университете уже есть. Это имеющиеся институты, это содружество кафедры Е3 (отчасти и кафедры Н5) и московского ФНПЦ "Прибор" и некоторые другие объединения. Но требуются большая воля и организационные усилия, чтобы придать им мощный импульс развития в оптимальной форме их существования в интересах нашего университета;

- наш университет должен укреплять и развивать свой статус и прежде всего как военно-политехнический вуз в области исследований, разработки, производства, эксплуатации и утилизации оружия и систем вооружения и подготовки специалистов и учёных для данной области деятельности. Военмех должен де-факто вернуть себе право формировать учебные планы по специальностям.

Добавим к этому, что происходящее в нашем вузе расширение перечня специальностей и направлений, обусловленное статусом Военмеха как университета, и при этом учёт нами того, что производители оружия и систем вооружения включают в область своей деятельности менеджмент, сертификацию, коммуникационные и компьютерные технологии, - всё это предопределяет целесообразность развития в нашем университете, наряду с традиционными специальностями и направлениями, также и примыкающих к ним направлений:

-техноменеджментского, сертификационного, коммуникационного, компьютерно-технологического, двойных технологий;

- важнейшей составляющей учебного процесса нашего университета, с учётом доминирующих для него специальностей и направлений, является конструкторско-технологическая подготовка студентов и соответствующий цикл учебных дисциплин на базе естественнонаучных, гуманитарных и общеинженерных дисциплин. При этом необходимо учитывать, что, с одной стороны, технологическая подготовка имеет самостоятельное и первостепенное значение для выпуска специалистов, готовых для работы в современном производстве, со сравнительного широкой отраслевой специализацией - в производстве изделий данной отрасли, или с узкой, но глубокой специализацией по отдельным видам формообразования или сборочных операций, с глубоким знанием соответствующих материалов и производственного оборудования, а с другой стороны, она, в соответствующей структурированной форме, является совершенно необходимой составляющей конструкторской подготовки.

Добавим, что, к сожалению, экстенсивное развитие нашего университета в последние годы – расширение перечня специальностей и направлений идёт в ущерб интенсивному развитию, в том числе приводит к снижению качества конструкторско-технологической подготовки студентов, что завтра может сильно ударить по престижу Военмеха.

Действительно, разработка и прежде всего конструирование военной техники нового поколения, остро требующейся уже сегодня нашей стране, не говоря уже о конъюктурно-рыночных аспектах оружия и систем вооружения, требует от разработчиков глубоких профессиональных конструкторско-технологических знаний на базе современной фундаментальной подготовки.

Изложенные выше некоторые взгляды на состояние и перспективы развития Военмеха профессор Е.В. Кульков всячески пытается донести до коллег. К сожалению, большой жизненный опыт, мудрость наших ветеранов не всегда используются руководителями вуза для совершенствования нашей жизнедеятельности, особенно в деле воспитания студентов.

В настоящее время ветеран Великой Отечественной войны, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор Евгений Васильевич Кульков плодотворно трудится на кафедре Н5 "Автономные информационные и управляющие системы", по-прежнему вникая в кафедральные и общеуниверситетские проблемы, отстаивая свои взгляды на совершенствование учебного процесса, на пути развития родной кафедры и Военмеха.

За воинское мужество и трудовые успехи Евгений Васильевич награждён орденами "Отечественной войны I и II степени", "Трудового Красного Знамени", "Дружбы народов", многими правительственными и отраслевыми медалями, знаками отличия, поощрён Почётными грамотами.

Коллектив кафедры Н5, факультета "Н", все знающие Евгения Васильевича сотрудники Военмеха в преддверии 60-летия со Дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне желают ему здоровья, благополучия и успехов в его неутомимом труде.

Г.В. БАРБАШОВ, профессор кафедры "Автономные информационные и управляющие системы",
В.И. ДОЛИН, председатель Совета ветеранов университета,

В.А. Хайченко, ученик Кулькова Е.В., генеральный директор НПФ «СКИБР», автор ТИО.