Опытно экспериментальный цех №1
Крупным планом.
Первенец дизельного поезда модульного (ДПМ) нового поколения проекта 770.10, с двумя силовыми дизель-электрическими модулями «GTW+» компании Stadler это уникальное событие
для опытно экспериментального цеха №1. Его, пожалуй, наши потомки золотыми
буквами созидательного труда впишут в летопись Метровагонмаша (МВМ).
Рождённый первенец – это поезд повышенной
комфортности. Он включает системы электроники, кондиционирования, обогрева,
пожаротушения, сигнализации, видеонаблюдения. Имеются дисковые тормоза, пневморессоры,
электроподъёмники для инвалидов, санузлы, комфортабельные салоны. Его конструкционная
скорость 160 км/час.
ДПМ – это преобразованная энергия людей отнесённых к
категориям: производства, управления, конструкторов, служб обеспечения. Вся эта
энергия превращена в готовый продукт – новый поезд проекта 770.10. И это
гордость завода, его перспектива, возможности, гордость работников и их семей. Людей,
каждый день живущих своим делом, цехом, взаимными интересами. Это ежедневный напряжённый
труд, тяжкий, порой суровый и без выходных.
Конструкторская
документация, создаваемая СКБ (главный конструктор проекта Полухов Н.А.) составляет
более восьми тысяч листов. Это сплошной бурный поток КД. Он складывается из
двух потоков встречаемых на производственных стапелях цеха №1. Один из потоков
это документация поступающая в цех непосредственно от
Главного конструктора (Грицаев А.И.), а второй
через производство – как учтённая
(Дульнев А.И.). Эти потоки, сменяя друг друга, увеличивают объём работы и текущих
документов в два-три раза. А технических вопросов и решений в каждом листе
документации – ещё во много раз больше. Встречаясь на стапелях цеха, эти задачи
по законам «железа» обнажают истину. Истина формирует – суть эффективного труда,
качество поезда и разнообразие в отношениях людей, включая весь букет вопросов.
Современная автоматизация и компьютерная техника с
этими вопросами справляются слабо. Но их успешно решают люди, уникальным
образом взаимодействуя между собой, профессионально повышая свой уровень, друг
друга и технологии труда. Эти решения формируют напряжённый труд подразделений
СКБ и всех производственных служб, включая опытно экспериментальный цех №1, №5,
17, 35, 47, 317, а также другие цеха и службы МВМ.
Но
технические решения на уровне КД это одно. И совсем другое дело – реализация
этих вопросов, решений и проблем в «железе ДПМ». Справиться с этим могут
исключительно хорошо сформированные коллективы, которые не столько
специализированы – сколько универсальны и высокопрофессиональны. Эту задачу
решают люди не мыслящие себя без цеха, коллективов, без любви, гордости и
преданности заводу. Такой коллектив уникально подбирает С.В. Маров. Как никто
он знает каждый элемент структуры поезда, профессионально владеет техникой и
знает многие специальности. Он хорошо различает слабые и сильные стороны КД,
дела, и технологий. И главное вместе с А.Я. Олейником они подбирают уникальные
коллективы профессионалов, которые также горят работой, своим делом и сделанным,
включая новое и придуманное.
Сборочный участок Никишина А.В. реализует требования
технологической поддержки. Технологическое бюро Луцука П.В. развёрнуто и полно
обеспечивает работу каждого, и цеха. Отдел технического контроля Воробьёва В.В.
умело ведёт коллектив по ухабам качества, обеспечивая качество труда работников
и ДПМ. А все вместе мы претворяем в жизнь, замысел главного конструктора,
возможности производства и идею новизны машиностроителей подвижного состава.
Начальник цеха Вдовинов В.В. формирует жёсткий план,
выставляет требования и добивается результатов от каждого сотрудника, о чём
красноречиво сказал наш красавец ДПМ в железе.
М.В. Солнышков, как «солнышко», со своей уникальной
простотой, улыбкой и умением в отношениях с людьми, находит контакты с нужными
подразделениями, и вместе, качественно решают порой неразрешимые вопросы.
Делают это они настолько быстро и оперативно, что технические бумажные решения
порой не успевают за ними. Работа цеха организуется так, чтобы труд всех и
каждого – максимально работал на результат, на высокую эффективность работы и
безопасность продукции. Но это сложная и противоречивая работа, особенно в
рамках МВМ. Она требует глубинных знаний, системности, понимания, слаженности и
времени.
Вопросы дефицита производственных операций выносят
на своих хрупких плечах девчата из ПДБ цеха №1: Е.А. Хамитова, Г.П.
Скоробогатова, Н.В. Беляева. Делают это они в силу своего характера, нагружая
на себя не только тонны деталей ДПМ, но и тяжёлый груз интеллектуальных
нагрузок, которые они решают исключительно за счёт мобилизации своего
творческого и духовного начала, за счёт напряжённого ежедневного труда и
исключительно плотного графика.
Конечно – это всего лишь некоторые ярко выраженные
имена составляющие характер цеха и завода. Такие характеры и люди в большей или меньшей
степени выражают собой мощь труда, содержание, суть и стиль
опытно-экспериментального цеха №1. Это результат руководства цеха и его организации
работ. Здесь практически все – уникальны и неповторимы, и люди и их работа.
Правда имеется соответствующая ротация кадров, но без этого с такой
напряжённостью не обойтись – слишком сложный и напряжённый труд и график
производства поезда.
Мы понимаем, что могущество завода, города, да
и России в целом кроется в могуществе, возможностях и глубинных знаниях каждого
члена коллектива и его семьи. Поэтому на всех уровнях необходимо обеспечивать
неуклонный рост каждому работнику, включая его достойное финансирование,
глубинные знания, профессионализм и духовную зрелость. Надо уметь
преобразовывать умственный труд каждого в интеллектуально-информационную
инфраструктуру предприятия. При этом каждый элемент инфраструктуры предприятия должен
иметь частную форму собственности. Он будет принадлежать работнику его создавшему.
Это путь создания ценностей завода превращения их в народное
достояние. Цена и величие завода складывается из частной собственности каждого
работника. А в целом мы будем иметь высокоэффективный завод.
Выдающиеся учёные России П.Г. Кузнецов, Р.Л.
Бартини, Русская научная Школа устойчивого инновационного развития Б.Е.
Большакова (Наукоград Дубна) показали фрагменты пути создания такой инфраструктуры
интеллектуального ресурса. Известен механизм преобразования этого ресурса в
качественно новые орудия труда категории интеллекта. Те орудия, что позволят
автоматизировать не только технологии и технику, но и производительные силы
коллективов.
Эти орудия труда обеспечат каждому неограниченные
возможности. И получены они будут не за счёт эксплуатации Природы и людей, а их
интеллектуального труда, отмечая славой мгновений каждого в веках. Через орудия
труда категории интеллекта будет формироваться богатство каждого, семьи, завода
и страны. При этом физические ресурсы будут достоянием не людей, а Природы,
равно как и сам человек. И это будет в том случае, если труд человека станет
жемчужиной в ожерельи созидания и устойчивого развития жизни. Им будет
гордиться не только семья, но и все люди: созидающие, создающие качественную продукцию,
формирующие справедливое мироустройство для себя и потомков. Ведь это завод,
значит дело – а не просто наука и разговоры.
Полученный опыт по созданию качественно нового подвижного состава позволяет выступить с
предложением о целесообразности на базе СКБ и опытно-экспериментального цеха №1
создать научно-производственное объединение, которое привлекая новые решения и
мобилизуя интеллектуальный потенциал города и России, позволит вывести МВМ на
качественно новые рубежи создания подвижных составов в мире. Для этого есть
многое. Есть промышленная база. Есть специальное конструкторское бюро. Есть
уникальные учёные в различных областях науки и техники, уровень которых во
многом – выше мирового уровня, но которых мы, к сожалению теряем. Так 26
августа 2013г не стало выдающегося учёного России Филимоненко Ивана
Степановича. И это трагический день в научном мире России. Необходимо сохранить
и умножать наше наследие, реализовать его в деле. Для этого нужна только воля,
труд, стремление к глубинным знаниям, к коллективному творчеству. Ко всему
тому, что сможет удовлетворить потребление через созидательный труд,
последовательно вытесняя коррупционные интересы из нашей жизни.
В.А. Хайченко, МВМ, 2013г.
По поручению и заявке
начальника
Опытно-экспериментального
цеха №1 Вдовинова В.В.