Науку часто по разным причинам власть не слышит. В период обсуждения нового 131 закона о местном самоуправлении мне приходилось обращаться в Государственную Думу по поводу необходимости расширения полномочий органов местного самоуправления по обеспечению комплексного и инновационного социально-экономического развития муниципальных образований. Но в принятом законе не оказалось ни одного слова о таком развитии муниципальных образований. В настоящее время отсутствует системная социально-экономическая модель российского муниципального образования и региона. Естественно, не может быть и обоснованной правовой модели, которая сегодня строится на европейский манер. Мы же проходим свой путь развития, в том числе от социализма к капитализму. Разработке названной модели муниципального образования посвящена книга Глазырина М. В. «Инновационный социально-производственный комплекс (СПК) на уровне муниципального образования», вышедшая в издательстве «Наука» в 2007 году.
Существует вековая проблема обеспечения комплексного социально-экономического развития, более полного использования человеческого потенциала, научно-технических и материальных ресурсов в производстве. Главной бедой эволюции общественных систем является несоответствие в них существующих организационно-экономических отношений, в которые вступает товаропроизводитель и потребитель, потребностям реализации этого потенциала в экономике и обществе.
Естественные науки имеют большие научные достижения (в области квантовой механики, нанотехнологий, генетики и др.) и результаты в практическом их использовании. Чего не скажешь об общественных науках. Хотя всё, что выработала в эволюции живая и неживая природа не должно быть чуждо человеку для применения в своей общественной самоорганизации. И даже тогда, когда общественные науки предлагают разумные решения по совершенствованию организационно-экономических отношений, они плохо реализуются государственными органами и субъектами хозяйствования. Они затрагивают очень чувствительные интересы бедных, богатых и бюрократов, которые непросто согласовать. Государственные чиновники оказываются ближе к богатым слоям и чаще выступают на их стороне. Как мы знаем, эти экономические отношения фундаментально исследовал К. Маркс – экономист-классик своего времени, который и сегодня имеет во всём мире высокий научный рейтинг. Но он не занимался исследованиями человеческого потенциала и его использованием.
Отсутствие механизма саморазвития человеко-производственных систем в прошлом и серия реформенных ошибок государства привела к кризису с колоссальными негативными последствиями. Главное, людям не создано организационно-правовых условий для использования их огромного потенциала. Без создания этих условий говорить о становлении самоуправления не приходится. Ответственными за формирование этого механизма являются предприятия, территориальные сообщества, государство и, конечно, наука.
Первая причина кризиса кроется в отсутствии теории перехода России от социализма к капитализму, игнорировании при этом общечеловеческих ценностей в экономических отношениях.
Вторая причина кризиса состоит в стратегической и практической непродуманности реформ, начиная с неправильной приватизации государственной собственности и выработки хитрых финансовых схем обогащения власть имущих. Плохо стимулируется инновационный труд. Сегодня большинство предприятий находятся в отсталом состоянии и их реконструкция до современного уровня требует огромных средств, значительная часть которых сегодня экспортируется.
Третья и, пожалуй, важнейшая причина состоит в том, что мы не имеем системных представлений об устройстве человеко-производственных систем, в первую очередь, тех, где протекает почти вся наша жизнедеятельность – муниципальных образований. Названная проблема нами рассматривалась на основе прикладных исследований в Новгородской области, начиная с 1993 года. За это время написано 7 коллективных работ и проведено 6 научно-практических конференций совместно с Новгородским государственным университетом и администрацией области, ее муниципальными образованиями. Эти исследования привели нас к пониманию необходимости структурных преобразований экономики региона и муниципалитетов на основе формирования саморазвивающихся СПК.
Мы считаем плодотворной идеей формирование этих комплексов, выступающих общественной клеткой - механизмом социально-экономического саморазвития на уровне человека, семьи, предприятия, муниципального и регионального образования, страны в целом. Критериями их инновационного развития являются рост добавленной стоимости и конечного потребления на душу населения. Эти комплексы любого уровня содержат в себе взаимообусловленные, но раздельно осуществляемые социальный, производственно-технологический, организационно-экономический и информационный процессы.
1. В этой общественной клетке осуществляется относительно замкнутый процесс на основе использования основополагающей взаимосвязи экономического и социального развития.
Изначально нужно знать как в процессе деятельности человека образуются и им используются основные виды капиталов, их движение. Как пишет Д. Коулмен, «физический капитал осязаем, человеческий капитал менее осязаем, так как знания и навыки воплощены в человеке, ещё менее осязаем социальный капитал, воплощенный в отношениях между людьми» (Coleman, 1997, р.80). Физический же капитал является результатом практической деятельности человека и материальным средством решения социальных и экономических задач. Физический и человеческий капитал могут быть собственностью отдельных лиц, социальный капитал, воплощенный в отношениях между людьми, в принципе не может быть ни присвоен, ни сохранён отдельным человеком. По мнению Р. Роуза, «инструментально социальный капитал можно определить как запас социальных сетей в обществе, используемый при производстве товаров и услуг» (Rose, 2000, р. 1422-1423). По нашему мнению, нужно ввести обобщенное название – «общественно-человеческий капитал», включающий социальный и человеческий капитал.
Замкнутый цикл совершается в воспроизводственном процессе СПК «население (работники) – рынок труда – производство – рынок продукции и социальных услуг – социальное потребление» (см. рис. 1). Замкнутость его предполагает получение максимального экономического эффекта и на его основе – социального, а на его основе – экономического, чем обеспечивается саморазвитие. Многие бизнесмены пока считают целью производства получение максимального дохода. На второй план отодвигается решение социальных задач. Тем самым они рубят сук, на котором сидят, мало думают о мобилизации мощного социального фактора для роста производства.
Из этого должно быть ясно, что территория – это непросто совокупность социальных и производственных объектов, а целостная система. Она способна при наличии необходимых стартовых условий осуществить переход на реальное саморазвитие и самоуправление человека, предприятий, муниципалитетов, регионов и страны. Для обеспечения вышеназванной взаимосвязи нужно постоянно заниматься анализом, оценкой и планированием экономических и социальных мероприятий и их результатов. Ученым предстоит еще большая исследовательская работа по оптимизации этих процессов и количественному измерению.
Как известно, влияние экономики на социальное развитие происходит на основе создания и распределения материального продукта и услуг, обеспечения всему населению стандартов потребления и государственных социальных гарантий. Влияние же человека на экономику осуществляется путем такой программно-целевой ориентации потребления социальных благ, которая бы способствовала росту производства. При этом распределение социальных благ и другой собственности должно осуществляться по результатам труда, в первую очередь творческого, рыночной стоимости рабочей силы и вложенному капиталу. СПК является эффективной формой экономической организации производительных сил.
Следовательно, СПК должен быть сбалансированным по социально-экономическим показателям, позволяющим ему стать саморазвивающейся системой, самостоятельной и самодостаточной, обеспечивающей устойчивость развития. Их формирование будет способствовать созданию социально-ориентированной экономики и служить эффективным методом структурной перестройки производства. И этим процессом нужно грамотно управлять.
СПК является системообразующим ядром (общественной клеткой) и механизмом саморазвития многоуровневых человеко-производственных структур на основе реализации замкнутой синергетической социально-экономической взаимосвязи. Комплекс выступает программным компонентом формирования эффективных территориальных систем и их отраслевых подсистем.
2. Целевой функцией и центральным воспроизводственным процессом территорий является развитие человека как товаропроизводителя и творческой личности.
Данный процесс более наглядно и аргументировано можно исследовать на воспроизводстве рабочей силы (формирование и реализация способностей к труду) и вместе с ней творческой личности, движении рабочей силы по всем фазам, включая экономические отношения, рынок. Этому процессу и человеку должны быть подчинены другие подсистемы, в том числе и те, которые сегодня занимают главенствующее положение, например, производственно-технологические, инновационные и инвестиционные. Такая постановка обусловлена тем, что: развитие человека – цель производства, экономика имеет подчиненное значение; человек – частный и коллективный собственник средств производства и социального потребления; человек – формирователь и хранитель общечеловеческих отношений.
Производство материального продукта есть фаза потребления (использования) рабочей силы как интеллектуального и физического ресурса. Экономические отношения между потребителями рабочей силы в новой среде должны будут осуществляться в значительной степени через регулируемый государством рынок и корпоративную организацию. Потребление населением определенной части материального продукта и социальных услуг - фаза производства рабочей силы и творческой личности. Как известно, потребление рабочей силы и её производство реализуется главным образом по месту работы и жительства – в городе и деревне, в жилище и семье.
Этот магистральный процесс и должен стать основным содержанием программ развития всех уровней. Каждому человеку нужно знать свой перспективный план, что и как делать, то есть знать свое место в центральном воспроизводственном процессе. Активизация в нём творческого начала у человека возможна посредством стимулирования новаторских предложений и организационной поддержки государством.
Согласование названных процессов должна произойти в муниципальных и региональных программах. При этом целесообразно использовать технологию «дерева целей», где в его «ветвях» (подсистемах) человек взаимодействует со средствами производства и рынком, производит материальную продукцию и социальные услуги, осуществляет кооперацию. Затем они потребляются производственным и социальным рынком, интегрирующим и оценивающим результаты производства в центральном воспроизводственном процессе («стволе дерева»), то есть в работниках как хозяйствующих субъектах. Должен обеспечиваться непрерывный и пропорциональный рост конечного потребления и добавленной стоимости. Экономические отношения и механизмы должны быть включены в программу развития и способствовать повышению заинтересованности и ответственности государства, общества и бизнеса за переход на саморазвитие.
Как известно, в настоящее время Правительство России активно занимается осуществлением четырёх национальных социальных проектов – в области образования, здравоохранения, жилищного строительства, сельского хозяйства. Обращено внимание также и на проблему демографического развития. Однако до сих пор демографическое развитие рассматривается только как источник обеспечения производства трудовыми ресурсами, но не как интегральная оценка развития человека и сообщества. Разработка этих программ должна начинаться именно с демографического развития населения и им заканчиваться. Ведь мы должны видеть весь цикл жизнедеятельности населения: от рождения, учёбы, производственной и потребительской деятельности до ухода на пенсию и из жизни.
В вышеназванных программах узловым вопросом должно стать определение и создание с помощью государства минимально достаточного стартового капитала, обеспечивающего переход на реальное саморазвитие и местное самоуправление. Его создание возможно, например, путём эффективного использования муниципальной и региональной собственности, гарантированного получения от государства социальных стандартов, объединения средств национальных проектов, профицита нефтедолларового федерального бюджета (сейчас же около 20% валового продукта России вывозится).
3. Адекватные СПК формы экономической организации населения: корпорации (общины) для семейных хозяйств, малого и среднего бизнеса, муниципальных образований и региона.
СПК выступает как корпоративное сообщество, имеющее на своей территории производительные силы и экономические отношения, способные значительно поднять уровень производства и жизни населения. В этой связи слова В. И. Ленина о необходимости «образцовой постановки небольшого «целого», но именно «целого», то есть не одного хозяйства, не одной отрасли, не одного предприятия, а суммы всех хозяйственных отношений, суммы всего хозяйственного оборота, хотя бы небольшой местности», теперь в условиях перехода к рынку приобретают реальный смысл.
В связи с принятием кодифицированных законов (земельного, водного, лесного, жилищного кодексов), положение и ответственность местных органов власти существенно меняются. В отличие от периода массовой приватизации средств производства, когда они были в роли наблюдателей, теперь местное самоуправление объективно может превратиться в субъект хозяйственной деятельности, охватывающей на основе кооперации муниципальное образование в целом. Поэтому потребность в консолидации предпринимательских сил на местах через создание муниципальных и региональной социально ориентированных корпораций будет только нарастать.
Наши разработки СПК требуют апробации в виде экспериментов. В ходе их будут уточнены цели, разработаны основные процессы, новые критерии и показатели развития муниципального образования, функции и структура органов местного самоуправления, порядок формирования более совершенной муниципальной экономической системы, в том числе бюджетной и налоговой, выполнены расчёты минимально достаточного стартового капитала для перехода муниципальных образований на реальное саморазвитие и самоуправление. Данная работа позволит на практике осуществить перестройку местного самоуправления, кардинально повысить эффективность его экономики – на основе использования принципиально новых системных представлений о муниципальных образованиях. Это позволит превратить муниципалитеты в активные субъекты хозяйствования.
В понимании целей муниципальной корпорации мы близки к академику В. Л Макарову. В своей работе он пишет о муниципальном образовании как корпорации. В этом содержится глубокая мысль, имеющая непосредственное отношение к формированию эффективных СПК. Цель её – наилучшим образом обслуживать собственное население с учетом мнения и участия всех. На основе развития кооперации и налаживания внутреннего хозяйственного оборота должен формироваться муниципальный хозяйственный комплекс, в котором нужно рассчитывать денежный баланс доходов и расходов, изыскивать источники роста экономики и конечного потребления.
Необходимым условием, для успешного и стабильного развития Центра является оказание помощи в создании стартовых условий, в частности, выделении площади для осуществления хозяйственной деятельности.
Возможности новой экономической корпоративной организации велики. Ещё К. Маркс говорил, что к более справедливому обществу мы придем через акционерный капитал, а В.И. Ленин – через сеть коммун. Однако использованием этих форм территориальные органы пока занимаются слабо. Корпоративная муниципальная и региональная хозяйственная организация, в которую входят самостоятельные предприятия, где каждый игрок ( население, бизнес, муниципалитет, регион) может выиграть от экономического вхождения в кооперацию. Предприятия, вложившись на добровольных началах в развитие муниципального образования, может получить доход, а муниципальное образование, создав условия для предприятия, может получить в бюджете свой доход. Так, администрацией г. Березовского Кемеровской области ежегодно заключаются соглашения о добровольном партнерстве с предприятиями. Спонсорские средства в 2005 году составили 18,2 млн. руб., что составило 10% к доходам его бюджета.
Органы власти могут и должны поддержать социально-ориентированный бизнес, обеспечивая выгодность для населения и организаций, оказывающих ему социальные услуги. Это следует сделать путём освобождения бизнеса от налогов на приобретение и производство новой техники, предоставления ему льготных долгосрочных кредитов. В итоге граждане получат больше, включая занятость, чем от собираемых в бюджет налогов. И расчёты подтверждают это.
4. Основные интегральные показатели.
Известно, что уровень социального и экономического развития, соотношение между сферами потребления и производства во многих муниципалитетах и регионах далеки от желаемого. Во многом этот дисбаланс обусловлен ранее сложившимся, не всегда обоснованным размещением производительных сил. Поэтому весьма актуальной становится задача — улучшить структурные показатели СПК и названное соотношение путем совершенствования элементов и структуры муниципальных образований и регионов. Для анализа (см. табл. 1) показателем С – обозначено конечное потребление в расчете на душу населения муниципалитета и региона, осуществляемое и в платной и бесплатной формах общественного и семейного хозяйства. Его можно применять для определения темпов роста и выравнивания уровня социального развития. В 2004 году он колебался по приведенным субъектам Федерации от 33,2 тыс. руб. до 70,9 тыс. руб. Показателем П – обозначено созданная на предприятии, в муниципалитете и регионе добавленную стоимость в расчете на одного жителя, который характеризует масштаб производственной деятельности населения и её эффективность. По приведенным регионам он колеблется от 23,1 тыс. руб. до 212,6 тыс. руб.
Эти показатели должны находиться в пропорциях, обеспечивающих наибольший их рост. Из этой таблицы видно, что бюджет, которому отводится достаточно много времени для дискуссий, является лишь небольшой частью (15-20%) в конечном потреблении населения. Показатель базовой интегральной пропорции СПК предприятия, муниципалитета и региона, характеризующей соответствующую их самодостаточность, можно представить формулой: K = С / П, где К - отвечает на вопрос: какой удельный вес добавленной стоимости, создаваемой на предприятии, в муниципалитете и регионе идёт в них на конечное потребление (С должно рассчитываться без дотаций). Названные показатели, в первую очередь конечное потребление на душу населения, и их соотношение должны приближаться к среднему значению по отдельным отраслям, регионам России. Эти базовые показатели позволяют нам также обосновать типологию предприятий, муниципалитетов и регионов, которые имеют существенные особенности (наличие науки, промышленности, сельского хозяйства или их отсутствие и др.).
Базовые фактические пропорции, например, по регионам имеют широкий разброс значений. Это соотношение - среднее по регионам России - в 2004 г. составило 0,62; по Ленинградской области - 0,4; Московской области - 0,77; Новгородской области - 0, 66; республике Дагестан – 1,14 и т.д. Еще большее отличие от среднего значения по регионам России можно наблюдать в муниципальных образованиях. Это говорит о значительных различиях их экономической самодостаточности – от высокой до очень низкой. В большинстве случаев ещё низок показатель конечного потребления на душу, мало остаётся собственных средств на создание материально-технической базы социальной и производственной инфраструктуры.
Два названных интегральных показателя регионального развития признаны в международной и уже используются в нашей статистической практике, кроме муниципальных образований. Но еще не применяются при формировании бюджетов. Не используется показатель их соотношения, определяющий экономическую самодостаточность территорий, включая ее бюджетную составляющую. Разработку схемы формирования региональных и муниципальных бюджетов с использованием интегральных показателей СПК целесообразно начать «сверху». На федеральном уровне определяется выравнивающая дотация регионам, на региональном – выравнивающая дотация муниципальным образованиям, на муниципальном – выравнивающая дотация поселениям. Фактическое же наполнение бюджетов целесообразно проводить «снизу» на основе применения стабильных дотаций.
Названные параметры могут явиться объективной оценкой эффективности работы региональных и муниципальных властей.
Мы приступили в экспериментальном и инициативном порядке к расчётам вышеуказанных показателей СПК в Валдайском районе Новгородской области. Для завершения этой работы и узаконения предлагаемых показателей целесообразно к ней подключить государственные экономические структуры. Настало время разработать и методику этих расчётов.
5. Многоуровневость СПК.
СПК начинается с человека, семьи, предприятия, поселения и завершается страной. Семья и жилище являются первичной клеткой общества, из нее строится многоэтажный СПК. Она и должна стать основной учётной единицей строения общественного здания.
Предприятие является основным действующим субъектом в отрасли и экономике, это товаропроизводитель и источник существования для населения, и способ самореализации. Основную роль играет предприятие как институт в процессе институтогенеза (см. Клейнер Г.Б., 2004). По нашему мнению, на предприятии в большей мере реализуются возможности СПК, так как здесь формируется 75-80% объемов конечного потребления человека.
Первичным территориальным образованием являются город и село. Они входят в муниципальные образования, а те – в субъекты Федерации, составляющие Российскую Федерацию. Муниципалитет является местом нахождения и интеграции предприятий, жителей, социального их обслуживания, развития и самоуправления населения. Сегодняшнее нарезание 24,5 тыс. муниципальных образований в России под предлогом приближения власти к народу нельзя признать обоснованным. Критерием определения размеров этого нарезания, по нашему мнению, должна стать экономическая самодостаточность, которую нужно постоянно наращивать.
Вхождение более мелких территориальных образований в более крупные обусловлено интересами жителей и предприятий, небольших территорий в коллективном решении задач – социальных (образовательных, медицинских и др.), производственных (создание производств по изготовлению техники, комплектующих поставок, технической и научной помощи), экономических (через бюджет и другие фонды), а также политических задач. При этом предприятия входят в отраслевую систему, интегрированную по вертикали. Под воздействием рыночных отношений объективно усиливается горизонтальное направление интеграции. Более полными характеристиками территориальных образований является их СПК.
Регион является основой административно-территориального устройства российского государства, в рамках которого сложился и формируется трёхуровневый СПК (предприятие, муниципалитет и регион), обеспечивающий удовлетворение социально-экономических потребностей производства и населения, развертывание технической, социальной и производственной инфраструктур. Он должен стать местом формирования региональной программы развития, интеграции процессов, происходящих в муниципалитетах.
В основе многоуровневого устройства СПК лежат вышеизложенные научные положения социально-экономического развития различных по масштабу и отраслевому составу территорий, обусловленные:
1) необходимостью обеспечения социально-экономического саморазвития всех административно-территориальных образований.
2)обеспечением целевой, социальной ориентации производства посредством реализации центрального воспроизводственного процесса, описанного выше.
3) созданием многоуровневых отраслевых и инфраструктурных объектов, находящихся в различных по значимости и величине городах и поселках. Формируемые в них отраслевые и территориальные управленческие структуры призваны обеспечить эффективное функционирование и развитие многоуровневых их СПК. Ниже приведём их иерархическую характеристику.
Производство и население малых городов, главным образом связаны с добычей и первичной переработкой сырья, сельскохозяйственной продукции. Объемы имеющегося здесь сырья позволяют создать различные малые и средние предприятия, народные промыслы, развивать промышленность строительных материалов, торговлю, обеспечивать село и город первичным техническим обслуживанием, важнейшими элементами производственной инфраструктуры, социальными и некоторыми научными услугами. Численность населения в городах первого иерархического (районного) уровня, как правило, колеблется от 10 до 100 тыс. человек.
Производство и население средних городов связаны с добычей и уже более углубленной переработкой полезных ископаемых (крупные металлургические, нефтеперерабатывающие, химические заводы, комбинаты и др.), сельскохозяйственной продукции, выпуском продукции легкой промышленности, стройиндустрии, машиностроения, техническим обслуживанием сельскохозяйственных машин нескольких ближайших районов, обеспечением населения районов и города высшим и средним образованием, научными исследованиями, большинством элементов производственной и социальной инфраструктуры. Численность населения в городах второго иерархического уровня от 100 до 500 тыс.человек.
Производство и население больших городов связаны с выпуском широкого набора промышленной продукции группы «А» и «Б» «верхних этажей», стройиндустрии, многопрофильным социальным, научным обслуживанием республики, края, области и данного города. Численность населения городов этого уровня составляет более 500 тыс. человек. Они часто вместо помощи сдерживают рост малых и средних городов из-за оттока из них населения, особенно квалифицированных кадров.
Функции образуемых производственных и инфраструктурных объектов в городах и поселениях должны быть доведены до механизмов их эффективного взаимодействия с населением и между собой, прописаны, например, как процессы взаимодействия города и села и др., в результате чего должны создаваться нужная качественная продукция и услуги, готовиться современные кадры. Однако они пока формируются не по принципу выполнения процессных функций (социальных, экономических, технических, информационных и др.), а преимущественно – по объектному принципу. Это не способствует совершенствованию производства, здравоохранения, образования, строительства, коммунального обслуживания и др. Безусловно, важно и объектное рассмотрение, но как элементов вышеназванных процессов, которые следует учитывать при разработке и реализации программ муниципального и регионального социально-экономического развития.
Что касается России в целом, то на основе программы развития возможно сформировать и федеральный СПК. Многоуровневая социально-производственная структура страны должна определять структуру органов отраслевого и территориального управления, быть адекватной общественной клетке, а не наоборот. Таким образом, должна быть создана система, в которой человек действительно займёт центральное положение как главное действующее лицо.
6. Инновационность и эффективность СПК.
Инновационность СПК, в первую очередь, состоит в знании и создании принципиально нового устройства предприятий, муниципалитетов, регионов и Федерации как саморазвивающихся систем, ориентирующих производство на достижение конечных социальных результатов и повышение научного уровня и технической вооруженности труда. С внедрением СПК можно будет осуществить желаемую структурную перестройку всех звеньев народного хозяйства.
Но прежде всего нужно исходить из знания сути инновационной деятельности и управления на элементарном уровне, а именно в трудовом процессе. Здесь следует иметь в виду две стороны процесса труда, открытые К. Марксом. Как он показал, "всякий труд есть, с одной стороны, расходование человеческой рабочей силы в физиологическом смысле, - и в этом своем качестве одинакового, или абстрактного человеческого труда, образует стоимость товаров. Всякий труд есть, с другой стороны, расходование человеческой рабочей силы в особой целесообразной форме, и в этом своем качестве конкретного полезного труда он создает потребительные стоимости". Абстрактный труд есть расходование живого и прошлого труда, воплощенного в технике, различных приспособлениях, энергетических и информационных ресурсах. Конкретный же труд придает целесообразную, полезную форму этому труду путем применения конкретных полезных свойств природы в производстве. Создаваемые продукты являются не просто плодом мастерства работника, но во многом предопределяются и общественными отношениями, коллективными (кооперационными) способами их производства и потребления.
Интеллектуальной составляющей трудовых процессов, создающих наукоемкую продукцию и рационально использующих имеющиеся ресурсы, в том числе информационные, являются функции научной деятельности и управления. Инновационный труд в виде исследовательско-управленческих функций участвует в конструировании и создании эффективных элементов СПК и его в целом.
Нами предлагается создание: муниципальных информационно-инновационных систем, осуществляющих НИОКР по оптимизации центрального воспроизводственного процесса и его компонентов. На новой системной базе должен также формироваться современный информационно-исследовательский аппарат, который сможет использовать каждый житель и орган управления при принятии своих решений; комплексирование социального обслуживания человека, разделяемого его сегодня по отдельным частям в медицине и других сферах; построение «коротких» относительно дешёвых цепочек межотраслевых производств по более полному удовлетворению социальных потребностей (дезурбанизация по приближению человека к природе, привлечение в небольшие поселения нужных кадров, на основе льготного предоставления (продажи) земли, лесосек, техники, денежных кредитов, строительства относительно дешёвого жилья и мобильных минипроизводств, комплексная застройка «город-село», применение государственного ценообразования).
Эффективность СПК муниципалитета и региона состоит в системной перестройке управления территориями. При диагностике развития муниципалитета и региона, в первую очередь, мы должны знать уровень конечного потребления и производство добавленной стоимости на душу населения, возможности их увеличения, повышения экономической самодостаточности. Получение дотационных средств из бюджета на образование, здравоохранение, культуру, жилье должно способствовать выравниванию этих показателей по регионам и муниципалитетам.
Следует запускать новые механизмы увеличения муниципальных и региональных доходов за счет стимулирования приращения производства, частичного проведения деприватизации бывшего государственного имущества, превращения муниципалитета и региона в хозяйственную корпоративную единицу, создания коллективных фондов, эмиссию акций под эффективные проекты. Кроме того, добавленную стоимость на всех уровнях хозяйствования можно также увеличить на основе: активизации инвестиционной деятельности, кооперации изготовления и продажи новой техники, совместного использования производственных площадей и природных ресурсов, создания общемуниципальных и общерегиональных производственных объектов, межотраслевого использования отходов производства и др.
Конечное потребление будет повышаться не только посредством роста заработной платы, но и за счет: выравнивания бюджетной обеспеченности и существенного стимулирования приращения производства путем оставления 70-80% налогов в местном и региональных бюджетах, достижения конечной социальной цели производства, начиная с её планирования и кончая организацией социально-экономических корпораций, совершенствования структуры социального потребления, совместного экологичного пользования природными ресурсами и средой, совершенствования производительных сил и подготовки кадров (обеспечение соответствия подготавливаемых кадров структуре рабочих мест), создания общемуниципальных и общерегиональных социальных объектов и др.
7. Проведение экспериментов, начиная с муниципальных образований.
Указанные разработки требуют апробации в виде экспериментов, которые предлагается провести в 2008-2010 гг. в Боровичском, Валдайском районах и г. Старые Руссы Новгородской области.
На основе разрабатываемой теории инновационного СПК предложены пути его практического поэтапного формирования муниципальной корпорации, в которую могли бы войти местные предприятия предпринимателей и семейные хозяйства. Подготовлены предложения по созданию в муниципальных образованиях современных информационно-инновационных систем.
В ходе эксперимента будут уточнены цели, разработаны предложения более совершенной муниципальной экономической системы, функции и структура органов местного самоуправления. Эти органы должны в полной мере явиться содержательной и организационно-правовой формой СПК. Потребуется уточнить и законодательство о местном самоуправлении. Реализация данного проекта предполагает подготовку кадров, владеющих технологиями по развитию таких комплексов. Работа в указанном направлении уже ведётся, создаётся Валдайский экономический научно-образовательный центр НовГУ.
Значимыми направлениями оживления экономики муниципальных образований являются реальное обеспечение их кадрами, относительно дешевым жильём, рабочими местами, начиная с создания модульных минипроизводств товаров и услуг, в первую очередь, народного потребления. При этом строительство жилья является не только улучшением условий жизни, но и местом занятости. Нами предлагается аванпроект относительно дешевого жилья. Представляется, что можно с его реализацией раскрутить ипотеку путем выгодного обмена городского жилья на загородное. Известно, что узким местом являются инженерные сети, которые выходят из строя, наш проект имеет автономные коммуникации. В городе жильё для ремонта можно передавать новым собственникам, перепрофилировать его, например, на предприятия по производству товаров народного потребления.
***
Таким образом, СПК является общественной клеткой, которая включает: замкнутый цикл эффективного социально-экономического саморазвития, обеспечивающие инновационное саморазвитие; целевая функция, центральный процесс, - воспроизводство человека как товаропроизводителя и творческой личности, собственника – ориентирующий через соответствующую программу производство на достижение конечной социальной цели и рост научно-технической вооруженности труда; развитие адекватной формы экономической организации СПК – корпорации, позволяющей осуществить территориальную интеграцию производства и социальной сферы, перевод муниципальных образований на хозрасчётные принципы и показатели деятельности; заинтересованность и социальную ответственность работников, властей и бизнеса за переход на саморазвитие и самоуправление.
На этой базе можно создать целостную систему механизмов саморазвития муниципалитетов и регионов, в которой развитие человека как творческого производителя и личности, конечная цель производства действительно займёт подобающее ему положение в качестве главного преобразователя территорий страны. Это позволит кардинально усовершенствовать федеральную систему управления, региональную политику и местное самоуправление, быстро повысить эффективность экономики территорий.
Министерству регионального развития РФ было бы оправданно на основе наших предложений запланировать разработку ФЦП «Создание многоуровневой системы управления территориями России на базе инновационных социально-производственных комплексов».